Курвиметр, предназначенный для проведения измерений на карте, как прямых, так и извилистых отрезков. Пользоваться им достаточно просто. Установите стрелку курвиметра на "0" и, держа курвиметр вертикально, прокатите колесиков курвиметра по измеряемой линии. Затем показания курвиметра следует умножить на численный масштаб карты.
При использовании курвиметра вы с наименьшими затратами сможете измерить необходимый вам извилистый отрезок маршрута и с наибольшей точностью. Однако и здесь следует помнить несколько несложных правил измерения маршрута с помощью этого приспособления.
Во-первых, измеряя общую длину маршрута, не пытайтесь измерить сразу всю его длину от начала и до конца. Лучше мерить отрезками – от одного важного ориентира к другому. И дело вовсе не в том, что вам может не хватить длины шкалы. Просто с увеличением длинны измеряемого отрезка увеличивается степень погрешности измерения, неудобное положение, усталость или дрожь руки так же не лучшим образом могут сказаться на точности измерений.
Во-вторых, по возможности используйте карту большего масштаба. На практике, карта масштабом 1:50 000 (пятьсотметровка) или 1: 100 000 (километровка) вполне сгодятся. Только не ленитесь тщательно обводить курвиметром все изгибы дороги.
В–третьих, не поленитесь перемерить каждый отрезок несколько раз. Так вы исключите случайную ошибку. Если вы используете обычный механический курвиметр, а не электронный аналог позволяющий измерять с десятыми и даже тысячными долями, определяя на глаз оставшийся «хвостик» на глазок, что весьма актуально на картах масштабом менее 1:100 000, не стремитесь округлять всегда в одну сторону (большую или меньшую), используйте хотя бы примерные десятые доли.
В-четвертых, в отрезках между основными ориентирами не поленитесь отдельно замерить расстояния до второстепенных ориентиров по пути следования, например, мост через протоку, перекресток дорог, глубокий овраг, и т.д. Таким образом, как уже упоминалось выше, вы сможете постоянно контролировать свое местоположение на маршруте, и иметь точное представление об оставшемся до финиша расстоянии и без GPS-приемника.
При нанесении на карту результатов замеров представляется удобным использование дробной записи А/В, где А - расстояние от предыдущего ориентира, а В - расстояние от точки начала маршрута. Подобный способ позволяет легко ориентироваться в пространстве без лишних математических вычислений. Это актуально, в случае, например, когда вам необходимо сообщить своим попутчикам, особенно любителям, вырываться вперед от основной группы, точное расстояние до ориентира, возле которого необходимо свернуть, дождаться группу и т.п. Кроме того, если вы, на каком-либо из отрезков маршрута сделали незапланированный крюк, например, в объезд размытого участка дороги, вам не придется вносить коррективы, в заранее нанесенные отметки на карте, перезаписывать их или постоянно держать в голове число «лишних» километров, на которое придется постоянно делать поправку.
?